Доказательства фальсификации гробницы Тутанхамона

Как это было

Одним из первых, кто высказал сомнение в достоверности знаменитой гробницы, был Константин Смирнов, опубликовавший в журнале «Техника молодежи» статью «Не придётся ли закрывать открытие гробницы Тутанхамона?» (№ 4, апрель 1998 г.). Эта статья доступна в Сети, есть также её «скан» в формате PDF. Той же теме посвящена книга Джеральда О’Фарелла «Великая мистификация. Загадки гробницы Тутанхамона». В данной работе будет в основном уделено внимание тем фактам, которые не были отмечены ранее либо недостаточно раскрыты.

Рассмотрим под критическим углом имеющуюся информацию об истории этой находки и её дальнейшего исследования. За основу возьмём раздел книги В.Бацалева и А.Варакина («Тайны археологии. Радость и проклятие великих открытий») «Загадки гробницы фараона Тутанхамона».

К началу Первой мировой войны практически вся Долина царей была перекопана вдоль и поперёк, но Говард Картер, движимый необъяснимым желанием найти гробницу Тутанхамона (ГТ) во что бы то ни стало, уговорил лорда Карнарвона спонсировать новые раскопки, невзирая на заверения известных археологов Т.Дэвиса и Г.Масперо о тщетности подобных попыток.

«Вид Долины царей произвел на лорда Карнарвона впечатление удручающее. Дно котлована было завалено гигантскими грудами щебня и обломками и зияло черными провалами вскрытых и ограбленных могил, высеченных в подножиях скал. С чего же начать работу? Неужели ворошить весь этот щебень?..

Но Картер знал, с чего начать. Он провел по плану котлована три линии, соединяющие точки трёх находок, и обозначил, таким образом, треугольник поисков. Он оказался не очень большим и находился между тремя могилами — Сети II, Мернепты и Рамзеса VI. Археолог оказался настолько точным, что первый удар кирки пришёлся как раз над тем местом, где находилась первая ступенька лестницы, ведущей в гробницу Тутанхамона! Но об этом Говард Картер узнал лишь спустя долгих шесть лет — вернее, шесть археологических сезонов, в течение которых шла расчистка завалов щебня».

Чудесное совпадение Картер объяснял следующим образом:

«Рискуя быть обвинённым в том, что я проявляю прозорливость задним числом, я тем не менее считаю себя обязанным заявить, что мы твёрдо надеялись найти совершенно определённую гробницу, а именно гробницу фараона Тутанхамона».

Таким образом, Картер, ткнув пальцем в первую попавшуюся груду щебня, нашёл то, что искал – практически иголку в стоге сена. Это первая уникальная особенность ГТ, которым впоследствии несть числа. Картер понимал, что такого быть не может, но его объяснение — не более чем демагогия. Надо иметь в виду, что до Картера о Тутанхамоне ничего не было известно. Фараона с таким именем нет ни в одном царском списке, т.е. древние египтяне не считали нужным сохранить память о его правлении.


Печать гробницы Тутанхамона

Вскрытие гробницы, однако, под всякими предлогами тормозилось:

«Впервые за всю историю раскопок Говард Картер столкнулся с вероятностью обнаружить нетронутый царский гроб. Велико было искушение немедленно вскрыть запечатанную вторую дверь, но археолог поступил согласно научному долгу: он объявил, что начнёт извлекать из гробницы предметы лишь после того, как будут приняты все меры для их сохранения! Подготовительная работа длилась два месяца».

В результате вскрытие небольшой гробницы растянулось на 6 лет — уникальный случай в мировой практике.

Одновременно с раскопками прокладывается железная дорога непосредственно к ГТ, а в Каире к Египетскому музею стали пристраивать отдельное крыло для хранения новой экспозиции. Весьма ценная предусмотрительность, особенно если учесть, что объём экспонатов как бы ещё не известен.

«Наконец, Картер очистил Переднюю комнату и был готов размуровать вход в «Золотой Чертог». Из всех желавших присутствовать при этом событии лишь корреспондент «Таймс» был допущен внутрь».

Картер заключил договор на эксклюзивное освещение хода раскопок с газетой “The Times”, поэтому исследование гробницы мелодраматично изображалось шаг за шагом, хотя без репортёров Картер и Карнарвон обследовали её за один заход. Тем временем исследование ГТ продолжало затягиваться:

«Картер отодвинул засов и открыл эти двери, так что мы смогли разглядеть внутри большого внешнего ковчега, который достигал 12 футов в длину и 11 в ширину, другой, внутренний ковчег с такими же двойными дверьми, с ещё не тронутыми печатями. Лишь потом мы узнали, что здесь было четыре позолоченных ковчега, вставленных один в другой, как в наборе китайских резных коробок, и только в последнем, четвёртом, покоился саркофаг. Но его мы смогли увидеть лишь через год.

А вот как об этом рассказывал сам Говард Картер:

В этот момент у нас пропало всякое желание вскрывать эти печати, ибо мы вдруг почувствовали, что вторгаемся в запретные владения; это гнетущее чувство еще более усиливали льняные покровы, ниспадавшие с внутреннего ковчега. Нам казалось, что перед нами возник призрак усопшего фараона, и мы должны склониться перед ним «.

Картер и здесь не оригинален – тянул время, лукаво оправдываясь «пропавшим желанием» и «гнетущим чувством». Исследование гробницы в который раз откладывалось.

Мнение Алана Гардинера о значении находки Говарда Картера:

«Это открытие прибавило немного к нашим знаниям о данном историческом периоде. Филологов гробница разочаровала, ибо в ней не оказалось [новых — авт.] письменных свидетельств. О самом Тутанхамоне мы ничего не знаем, кроме того, что он унаследовал трон после смерти своего отчима Эхнатона, что он правил всего несколько лет и умер в юном возрасте».

Довольно любопытное заключение. ГТ по многим параметрам не имеет себе равных, а египтологи не обнаруживают в ней ничего, что привлекло бы их внимание. Поэтому коллекция предметов из ГТ в последующие годы практически не изучается, а весь исторический фон, сопровождающий Тутанхамона и обстоятельства его захоронения, целиком и полностью вымышлен самим Картером. Если отделить фактологический материал, связанный с ГТ, от картеровского мифотворчества, то мы получим сплошной набор из подозрительных случайностей и нелепостей. Так, например, египтологам известно, что 80% артефактов ГТ никакого отношения к Тутанхамону не имеют, включая один из саркофагов, который по всем признакам предназначался женщине.

Британский археолог Николас Ривс — один из немногих, кто заинтересовался содержимым ГТ, — пишет:

«Мы обнаружили доказательства, свидетельствующие об изменении надписей на картушах саркофагов и многих других предметах. На внешнем саркофаге Тутанхамона, например, нарисовано лицо очень похожее на изображение Эхнатона на его огромной статуе в Карнаке; а средний гроб саркофага декорирован рисунками типичными для женского погребения.

…Я заглянул вовнутрь [маски Тутанхамона] и не поверил тому, что увидел там! На внутренней стороне маски оказался тонкий шов, словно изображение лица было припаяно к головному убору маски, а подобная техника была исключительно редкой…».


Золотая маска мумии Тутанхамона.

Ривс поражён уникальной пайкой, но сотни килограммов золота в гробнице никому не известного юного фараона — не менее уникальный факт! Недавно случайно выяснилось, что к маске также была припаяна борода, которую в Древнем Египте традиционно крепили с помощью штифтов:


Место пайки бороды к маске.

Пайку можно обнаружить и в других местах:


Паяные швы на внутреннем саркофаге, выполненном из золота толщиной 2,5-3 см.

И вновь уникальная технология изготовления маски и саркофага Тутанхамона не получила должного объяснения! Остановимся подробней на других беспрецедентных особенностях ГТ.

Фараон Тутанхамон обладал уникальной женской атрибутикой богини-матери

Если мы обратим внимание на головные уборы масок Тутанхамона, то на них обнаружим по две протомы — кобры и стервятника:

Стервятник — это тотем богини Мут (Нехбет), олицетворявшей богиню-мать. Один из примеров её применения в качестве головного убора:


Фрагмент росписи в гробнице Нефертари: слева — богиня Хатхор (мать бога Хора), справа — царица Нефертари с подношениями богине Хатхор.

Кобра (урей) на головном уборе фараонов символизирует принадлежность к царскому Дому солнцеподобных богов, каковыми считали правителей Древнего Египта, поэтому урей не несёт гендерных признаков — его носили на головных уборах как цари, так и царицы:


Уреи на головных уборах царицы XVIII династии и царей XXI династии.

Однако царицы имели более богатый выбор символики, выражая таким образом статусы царственности и материнства:


Голова статуи царицы Тии, супруги Аменхотепа III, XVIII династия.

К одной из прекрасных иллюстраций различия царственной символики относится зарисовка, сделанная французскими художниками в Фивах в ходе Египетского похода Наполеона. На ней слева изображена царица-мать Яхмос-Нефертари, а справа — её сын Аменхотеп I:

Головной убор Яхмос-Нефертари включает богиню-мать Мут-Нехбет в виде стервятника, закрывающего голову царицы, на нём стоит модиус, на котором снова изображена Мут-Нехбет с двумя уреями. Головной убор Аменхотепа I более лаконичный: корона хепреш с уреем в качестве солярного символа.

Единственный фараон, который имел на голове женскую символику в виде стервятника — Тутанхамон:


Бюст из гробницы Тутанхамона. 

Гробница Тутанхамона обладает уникальной планировкой

В книге «Древнеегипетские мастера» В.С. Богословский так описал порядок строительства гробниц фараонов:

«Дошедшие до нас и тщательно изученные планы и результаты обмеров царских гробниц показывают, что до начала работ детальнейшим образом продумывались и закреплялись в плане:

1) общий размер гробницы в целом, размеры помещений и связывающих их коридоров;
2) назначение отдельных помещений и коридоров, их название и в соответствии с этим форма помещений;
3) сюжеты изображений и, следовательно, их композиции.

Коридоры: «Первый божий переход», «второй божий переход» (вариант «Божий переход Солнца»), третий божий переход (с нишами под названием «святилища, в котором боги Востока», и «святилища, в котором боги Запада»), «четвёртый божий переход» (в конце две ниши привратников). Последний коридор вёл в погребальную камеру.
Залы: первый зал — «зал ожидания», второй зал — «зал колесницы» (вариант «зал теснения врагов, в котором 4 колонны»), третий зал — «дом золота» (погребальное «помещение, в котором покоятся»).
Малые переходы: «божий переход, который в месте ушебти» (там же «Место покоя богов», т.е. статуэток божеств); по сторонам этого перехода — «сокровищницы»; «второй божий переход, который позади дома золота».
Элементы архитектурного убранства: «перемычка», «дверной косяк», «портал», «толща портала», «деревянная дверь».»

Таким образом, план гробницы составлялся заранее — без какой-либо спешки, которой Говард Картер объясняет все несуразности ГТ (Г.Картер, «Гробница Тутанхамона»):

«…многие признаки указывают на большую поспешность в сооружении и внутреннем оформлении его [Тутатнхамона — авт.] гробницы.»

Причём гробницу начинали строить сразу же в начале правления фараона, а не после его смерти, включая скоропостижную. Тутанхамон, согласно разным оценкам, правил от 9 до 10 лет (1332-1323 годах до н. э.), за это время, по утверждению Г.Картера, он успел построить миниатюрную гробницу:


План гробницы Тутанхамона. Её длина — 30.79 м, площадь — 109.83 м², объём — 277.01 м³

Чтобы увидеть, насколько она несовершенна, сравним её с гробницами правителей Древнего Египта той же эпохи, принимая во внимание слова Картера:

«…однако в эпоху XVIII династии стали украшать только погребальную комнату, покрывая стены текстами, считавшимися особенно необходимыми для покойника [М. — т.е. в точности так, как в гробнице Тутанхамона]«.

Тутмос III (1479-1425 гг. до н.э.). Общая длина гробницы — 76.11 м, площадь — 310.92 м², объём — 792.71 м³. Расписана не только погребальная камера, но и остальные помещения:


Оформление гробницы Тутмоса III.

Аменхотеп II (1427-1400 гг. до н.э.) — планировка как у Тутмоса III. Стены расписаны иератическими текстами из «Книги Амдуат». Общая длина гробницы — 91.87 м, площадь — 362.85 м², объём — 852.21 м³.

Богато декорирован зал и прилегающие комнаты:


Гробница Аменхотепа II.

Тутмос IV (1400-1390 гг. до н.э.) — правил столько же, сколько и Тутанхамон, что не помешало ему построить гробницу длиной 105.73 метров, площадью 407.7 м² и объёмом 1062.36 м³. Своей планировкой гробница подобна гробницам предшественников, но отличается от них новшествами в отделке. Вместо приглушённых оттенков и подражания иератике входной колодец и передняя камера украшены изображениями фараона и божеств загробного мира. Погребальная камера не декорирована! Вероятно, собирались, но не успели.

Аменхотеп III (1390-1336 гг. до н.э.) — с именем этого фараона связаны одни из самых грандиозных сооружений Древнего Египта: храмы, дворцы, колоссы Мемнона и грандиозная гробница длиной 126.68 метров, площадью 554.92 м² и объёмом 1485.88 м³. Гробница, включая погребальную камеру, декорирована сценами из «Книги Амдуат» и фресками, изображающих Аменхотепа с богами:


Фрагмент росписи гробницы Аменхотепа III.

Эйе (1327-1323 гг. до н.э.) — несмотря на то, что правил всего 4 года после Тутанхамона, успел соорудить себе большую гробницу, протяжённостью 60.16 метров, площадью 212.22 м² и объёмом 618.26 м³. Открыта Бельцони в 1816 году, но почему-то не расчищалась вплоть до 1972 года. Особенность текстов гробницы — в них продолжают почитать бога Атона, однако наиболее известна тем, что росписью погребальной камеры удивительным образом похожа на ГТ. Причём время не пощадило фрески гробницы Эйе, а якобы более старшие в ГТ не имеют механических повреждений:


Неповреждённые фрески в ГТ — слева, справа — осыпавшиеся фрески гробницы Эйе.

Уникальная сохранность росписей ГТ не имеет аналогов.

Хоремхеб (1323-1295 гг. до н.э.). Гробница Хоремхеба поражает своими размерами: общая длина — 127.88 м, площадь — 472.61 м², объём — 1328.17 м³. Фрески гробницы считаются одной из жемчужин древнеегипетского искусства:


Фрески в колодце (в начале) гробницы Хоремхеба.

Однако, погребальная камера не закончена и оставлена как есть на момент смерти фараона:


Погребальная камера Хоремхеба.

Примеры гробниц фараонов, живших до и после Тутанхамона, демонстрируют, что ГТ ни в коей мере не вписывается в древнеегипетские погребальные стандарты — ни размерами, ни планировкой. Обязательные коридоры не только не прорублены, они даже не планировались: вместо сакрального подземного мира, куда должен был отправиться усопший фараон, построены обычные складские помещения. Кроме того, декорирование гробниц идёт вразрез с утверждением Картера об украшении только погребальной комнаты — судя по всему, её вообще расписывали в последнюю очередь, т.к. в ряде случаев оставлена частично или полностью без декора и текстов «Книги мёртвых» (Амдуат).

Гробница Тутанхамона поражена уникальными грибками, нигде более не встречающимися

Первым заговорил о таинственных грибках, разумеется, сам Говард Картер (Г.Картер, «Гробница Тутанхамона»):

«Поверхность стен покрыта маленькими коричневыми грибообразными наростами, зародыши которых, возможно, были занесены вместе со штукатуркой или с краской. Питательную среду для них создавала господствовавшая здесь сырость, выделявшаяся из штукатурки после того, как комната была запечатана.»

О грибках сокрушались без малого сотню лет: в 2009 году Захи Хавасс снова жаловался в СМИ:

«Каждый раз, когда я смотрю на гробницу фараона, удивляюсь этим пятнам, происхождение которых не может объяснить ни один учёный.»

Фрагмент фрески гробницы Тутанхамона, где отчётливо видны пятна.

В том же году ГТ закрыли на реставрацию, главной целью которой было выяснение природы происхождения пятен. Подрядчиком выступил Институт консервации Пола Гетти. Примерно через 2 года специалисты института пришли к следующему заключению:

Вопросы были переадресованы микробиологу Ральфу Митчеллу из Гарвардского университета, и тот, наконец, разобрался с пятнами. Исследователи его группы взяли образцы штукатурки и краски со стен гробницы и провели их микробиологический и химический анализ. Выяснилось, что коричневый цвет пятнам придают меланины, продукты метаболизма грибков и некоторых бактерий, однако живых бактерий в образцах обнаружено не было. Как утверждают учёные, все они мертвы или, говоря по-научному, неактивны.

Больше того, изучив фотографии стен, сделанные 89 лет назад, исследователи увидели, что пятна с тех пор не изменились в размере. И хотя идентифицировать древние микроорганизмы ученым не удалось, они убедились в том, что пятна со временем не меняются и появились вскоре после захоронения знаменитого фараона-мальчика.

— Эти пятна свидетельствуют о том, — говорит Митчелл, — что захоронение производилось в большой спешке.

Живых организмов в пятнах найти не удалось, следовательно пятна не росли, не было и грибковых наростов, о которых рассказывал Картер. Но каким образом появились сами пятна?

До недавнего времени цветные снимки фресок ГТ с высоким разрешением отсутствовали или были недоступны, а фотографии из каталога Говарда Картера для целей исследования непригодны. Но вышедший в 2008 году прекрасно исполненный фотоальбом «Treasures of the Pharaohs» (Delia Pemberton) разрешил эту проблему — его высококачественные снимки позволяют детально изучать фрески ГТ. Их увеличенные фрагменты выявили характерные дефекты: чёрная краска во многих местах расползлась:


Фрагменты фресок гробницы Тутанхамона. На профиле слева чёрная краска поплыла по контуру лица и вокруг глаз.

Это произошло из-за неверного подбора красок. Египтяне, тысячелетиями отрабатывавшие технологию изготовления фресок, таких промахов не допускали — разводы встречаются в единственном месте, в ГТ. И Говард Картер, рассказывая про грибковые наросты, которых в действительности не было, таким образом проговорился: «зародыши занесли вместе с краской». Такая краска известна — это экстракт гриба чаги, представляющий собой густую тёмно-коричневую жидкость. Картер надеялся, что в экстракте находятся грибковые зародыши, но их там не оказалось, о чём стало известно лишь после исследования Института Пола Гетти. Основной компонент экстракта, придающий ему характерный цвет, — меланин. Он понадобился, чтобы скрыть дефекты расползания чёрной краски на росписях ГТ — экстракт чаги попросту разбрызгали по стенам. И этот приём действительно сработал — учёные до сих пор оправдывают все встречающиеся несуразности в ГТ, включая пятна меланина на стенах, необыкновенной спешкой, выдуманной Картером. Кроме того, пятна создают видимость старения, без которого фрески выглядели бы как новые.

Источник
https://a-kudryavets.livejournal.com/20561.html

Продолжение
https://bioplant.livejournal.com/539388.html

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s