Велопутешествие в Казахстан (Мангышлак). Места силы, невероятный каньон, неизвестность

Завтракать решили уже у подземной мечети Шакпак-Ата, в наших планах на сегодня было посещение этого места. Очень надеялись там найти тихое местечко с тенью. Чтобы попасть в Шакпак-Ату надо вернуться  на 3 км назад и поехать направо (ЕСТЬ указатель). Но мы решили срезать путь по верблюжьей тропе…Я была против, так как боялась, что где-нибудь встрянем, ну и, конечно, что на такой узкой тропке велика вероятность встречи с местной фауной, но все обошлось. И вот, преодолевая сильный встречный ветер  , мы добрались до Шакпак-Аты.

Сначала увидели , как потом выяснилось, гостевой дом, который мы приянли за современную мечеть

потом некрополь, и уже спустившись к некрополю, увидели мечеть в скале (подземную мечеть).

Она очень красивая, с колонной и необычными узорами, сделанными природой…ветром и морем.

Стены Шакпак-Аты как будто пористые. Природа сама создала этот храм, а пришедшие сюда мастера-камнерезы только приспособили его для своих целей, придав окончательный облик.

К входу ведет лестница, по которой мы и поднялись. Первый шел Сережа , потом я, и вдруг Сережа сказал — «Стой!» Я замерла. Почти у входа, слева от лестницы, затаилась змея — бежевая с черным рисунком. К счастью,  она быстро уползла, не причинив никому вреда, и мы все поднялись наверх.

Открыв дверь, обнаружили еще одну змею — маленькую черную, она тоже быстренько уползла. Я взяла у входа кочергу,  чтобы стучать, когда идем, ведь змеи реагируют на вибрации, но  больше мы их не встретили. Осматриваем мечеть изнутри.

Поднялись по лестнице и попали в просторное помещение устланное коврами. Здесь есть подсвечники со свечами, но мы не стали их зажигать и бродили в полумраке.

В зале есть две ниши — это женская и мужская половины. Паломники остаются тут ночевать, чтобы исцелиться от недугов.

Поднялись на самый верх и выйдя через дверь оказались на «крыше». Отсюда нам открылся чудесный вид.
Некрополь

Гостевой дом, степь и Каспий

Шакпак-Ата относятся к числу древнейших памятников истории и датируются Х-ХIII вв. В переводе это слово означает «старец-кремень».  Шакпак Ата – это вовсе не имя основателя мечети, а прозвище, данное ему в битвах с врагами неспроста: от его оружия, как от кремния, в боях отлетали искры. Много легенд и тайн связано с мечетью, мы же чувстовали себя здесь спокойно и не хотелось уезжать, особенно после посещения дома хранителя мечети.

А нам пора, наконец, подкрепиться. В gps у гостевого дома был обозначен колодец и мы поехали туда за водой. Это оказался гостевой дом-музей, а также там стоял дом хранителя мечети Шакпак-ата.

Нас встретили пожилой и молодой мужчины.

Они сказали, что у них есть вода и, конечно, мы можем пополнить наши запасы. А еще они предложили нам поесть, попить чай и отдохнуть.

Мы достали наши продукты и отнесли их в дом. Хозяева вскипятили воду и заварили вкусный чай, а также угостили нас лепешкой — жетинан или  шелпек, вареньем и другими вкусностями. Там было очень хорошо, особенно после очередного жуткого встречного ветра, да уж, ветер вновь не на нашей стороне. Мы прогостили там часа два.

Костя с Сережей клеяли колесо, прокол обнаружился, когда мы парковались у забора в гостевой дом, а я общалась с хозяином и пила и пила чай. Хранитель очень религиозный человек. Он сказал, что сам дух Шакпак-аты научил его читать Коран , а он  теперь он учит этому молодого парня. Мы много о чем говорили…уезжать не хотелось. Ведь там, в степи нам придется опять ехать против ветра, а это тяжело. Ветра здесь сильные. Мы наполнили баклаги водой и все-таки отправились дальше. К вечеру  надо попасть в Урочище Торыш (Долина шаров). Ехать решили по новому пути —  через каньон.

Трек по нему у нас был,  Хранитель же советовал ехать по дороге (по той, что мы ехали вчера), но жажда увидеть что-то новенькое перевесила.  Едем по каньону. Жара, горы вокруг, очень красиво, но тяжело. А у нас вновь прокол у Кости. Остановка на замену камеры.

Через 20 минут мы снова едем, а дорога-то не очень хорошая,…мягко говоря. То крупные камни, то песок (неглубокий, но скорость съедает). Оказываемся в прекрасной долине.

Как я потом узнала, это был каньон Шакпакатасай. «Это самый обширный каньон Мангистауской области. Несколько миллионов лет назад гигантские прибойные потоки древнего Сарматского моря  размыли кромки обширного Тупкараганского плато, создав серию каньонов. Достопримечательности этого места – панорамы на обширную долину, сформированную бортами каньона.»

«Как гребни мифических драконов, возвышаются здесь  белые и желтые останцовые горы, причудливо изъеденные ветром и дождями.»

Красиво, но сухо и жарко.

По долине мы ехали долго, через 5 километров нам встретился Аул с лошадью и ослом, а недалеко от него колодец .  Это действующий колодец Жельбард, дающий жизненную влагу небольшому аулу местных чабанов. А мы никак не можем найти наш поворот, тот, который есть в треке. В конце концов, мы поняли , что уже давно идем не по треку, но и другой нормальной дороги нет или мы просто ее не видим?. И вот перед нами перевал. Решили перед его взятием сделать привал и перекус. Открыли рыбные консервы, достали хлеб и отдохнули с прекрасным видом.

Но на долгие рассиживания времени нет, пора брать перевал. Я честно пыталась в него въехать, но в итоге тащила вел на себе, и Сережа тоже был со мной солидарен. Костя зашел первый и  помог мне затащить велик наверх.

Что же нас ждало за перевалом? Степь, равнина и никакого спуска. Но тут уже  толи ветер стих толи поменял направление, ехать стало легко. Мы еще раз насладились видом на долину и помчали в сторону Таучика.

Проехав немного по полю вышли на грейдер! Проехали быстро. Дорога хорошая, по большей части  идет вниз.

Время близится к закату.

Мы решили, что в Таучике нам стоит поискать машину, которая довезет нас до Торыша. Понимаем, что на великах до темноты туда не успеваем. Автотранспорт нашли очень быстро, за деньги. Увидели грузовую газель разгружающуюся возле строящегося детского сада.

Водитель не понял куда нам надо, но согласился довезти, если мы покажем дорогу)) Круто). Расценки у него 4000-5000 тенге за 25-30 км…дорого? Мы были согласны, так как уже смеркалось, а нам надо не только доехать, но и разбить лагерь. Ехали по нашему навигатору, ориентируясь на  наш любимый трек Гришина)) Мы использовали его трек как ориентир и офигевали от того, какие он выбирал дороги и куда заезжал. Всю дорогу гадали на чем же он все-таки перемещался по Мангышлаку? Либо он веломонстр, либо автолюбитель, либо мотоциклист. А может просто мы велолохи?..  Уже в потемках доехали до какого-то аула и там нас направили по другой дороге, нежели ехал Гришин. 4-5 км по бездорожью и мы вроде бы как на месте. Вроде бы, потому что темно и ни фига не видно, есть ли здесь шары. Газелист уехал взяв с нас 5000 тенге, что наверное резонно, ибо дорога была очень плохой. Ставили палатки на скошенном поле, это немного удивило. Растительность, конечно, есть, но не высокая и жесткая.
Сегодня на ужин сублиматы : гречка с мясом, в которую мы добавли  тушенку, что конечно, замечательно улучшило вкус блюда.

В темноте показались два огонька, Сережа сказал, что это глаза какого-то животного. Я немного испужалась)) После ужина  пошла в палатку писать о событиях дня и услышала завывание. С разных сторон. Ребята тоже услышали — это всего лишь шакалы. Боятся их не стоит (ага-ага), но еду надо обязательно убрать. Я, конечно, понимаю, что нас трое, у нас есть газовый баллончик и шакалы трусливые животные, однако их вой нагоняет жуть… внезапно они успокоились и даже не посмели

подойти к нашему мусору, пока мы спали. Ночь была спокойной и безветряной .