Старинная узкоколейная дорога в Тесово-Нетыльского

Posted by pohod_vosemvrat

Север России богат болотами, а где болота — там много и торфа. Торф — полезное ископаемое, которое используется уже с давних времен, как горючее, но популярен он и в качестве удобрения. Газа и нефти раньше не было разведано столько, сколько сейчас, да и газопроводов было мало, поэтому решать проблемы отопления с помощью торфа и каменного угля — было единственным выходом. Каменным углем богат юг России, а на севере — огромные залежи торфа. Если посмотреть на карту северных границ Новгородчины, то болота, а с ними и торфоразработки — занимают какие-то фантастические по размерам территории.

Когда-то эти предприятия процветали, но сейчас их принято считать убыточными. Это крайне сомнительно: в 1920-е годы к нам приезжали добывать торф американцы, получая лицензию на разработки месторождений, в других странах тоже торф добывается, а вот именно в России сейчас почему-то не приносит прибыли. Напрашивается вывод — что так просто обслуживаются интересы нефтегазовых компаний, которые выдавливают конкурентов. В любом случае, нам надо отметить, что когда-то это была огромная отрасль промышленности, где были заняты тысячи людей, возникали при торфоразработках десятки поселков, здесь кипела жизнь, зарабатывались хорошие деньги, страна получала дешевое топливо и минеральное сырье. Теперь же все умирает…

С тех славных времен, когда добывался торф — остались последние немногие предприятия по его добыче. А с ними — и узкоколейные железные дороги, которые кажутся большинству из нас чем-то очень экзотическим. На одной из таких УЖД возник народный музей. Вот туда то мы и отправились в воскресенье, после того, как посетили святой источник в Глухой Керести.

Итак, в 11.30 мы вышли от источника ( о посещении его я писал здесь: https://pohod-vosemvrat.livejournal.com/72076.html ) , в 13.00 неплохо бы нам быть в поселке Тесово-Нетыльском, который был центром этих гигантских торфоразработок. Там нас ждут приветливые и любезные сотрудники музея УЖД. Пару слов о музее. Он создан стараниями энтузиастов железнодорожного дела, которые собирали из разных мест локомотивы и вагоны, обслуживавшие узкоколейки, восстанавливали, красили, и теперь это все показывают туристам. Это очень здорово — ведь узкоколейные дороги постепенно исчезают, подвижной состав и рельсы режутся на металл, и скоро просто люди забыли бы о их существовании. А так — взрослые и дети могут окунуться в прошлое, в мир необычной техники, узнать много нового и познавательного.

Кстати, почему вообще использовались узкоколейные дороги? Дело в том, что они намного дешевле, а строить их проще. Меньше объем по возведению насыпи, меньше металла требуется на рельсы и дерева на шпалы. Для пассажирских перевозок они не очень удобны, а возить небольшие вагончики с полезными ископаемыми — для этого узкоколейки просто идеальны.

До Тесово-Нетыльского мы шли по шпалам, это самый короткий путь.

Прошли станцию Кересть, затем вышли на 123 километр, где повернули налево, в центр поселка. Поселок встречает разрухой — такое ощущение, что здесь все еще не закончилась Великая Отечественная война…

Нет, войны все-таки здесь не наблюдается — это просто «Россия встала с колен». В 1950-е был расцвет торфодобычи, здесь работали полторы тысячи человек, а сейчас всего 40, и вот-вот убьют последние котельные, использующие торф, и предприятие встанет окончательно. К тому же, вагоны дряхлеют, а новые к ним уже никогда не поступят.

От государства требовалось бы хотя бы не мешать, мы уж даже не будем говорить, что своему производителю можно и помочь, как делается в Европе, но помогают у нас исключительно олигархам-миллиардерам, да всяким ***, попавшим — весьма заслуженно — под санкции. Мелкий производитель на это рассчитывать не может. А ведь это очень плохо! Торф — наше богатство, у нас его много, это стратегически важная отрасль, на случай, если кончатся нефть и газ! Но — никого это не волнует…

На подходе к музею нас встречает Антон Малышев, работник, приехавший ради нас на той же электричке. Мы видели его еще в поезде, когда ехали. Он нам рассказывает про текущее состояние дел здесь. Потом начинает показывать разные объекты и рассказывать о них подробно.

Не буду пересказывать все — лучше вам поехать и послушать самим, если правда интересно. Просто мельком пробежимся по тем объектам, что там можно увидеть. Кстати — чем замечателен такой музей — что здесь все можно потрогать, залезть внутрь, исследовать интерьеры вагонов, а в некоторых и покататься. Это очень здорово, особенно для подростков!

Это вагон-снегоочиститель. Чистит рельсы от снега, которого нападало очень и очень много.

А это тепловоз, работающий на узкоколейных дорогах.

Это автомотриса — так называются моторные самоходные вагоны. В отличие от тепловозов, их задача перевозить людей внутри себя, а не грузы. То-есть, аналог маршрутки, только на рельсах.

Это большой тепловоз для узкоколеек. Он тяжел для этой местности, его выпускают только по праздникам, с большой осторожностью.

Вагон для перевозки щебня

Красная цистерна. Отличается от обычных тем, что колеса приделаны прямо к ее дну, а какой-то платформы, на которой она лежит — нет. Минимализм и экономия во всем.

Белый вагон — это холодильник. От обычных вагонов-рефрижераторов отличается тем, что холодильной установки в нем нет, а его просто заполняли льдом, который охлаждал содержимое вагона. А за ним — вагончик для торфа.

В таких вагонах перевозили и грузы, и людей. Если возили людей, то внутрь ставили печку, утепляли вагон — и тогда он назывался «теплушкой».

Хотя нам чаще знакомы по фильмам теплушки на ширококолейных дорогах. А такие были на разных производствах и в концлагерях. Но кое-где был и пассажирские узкоколейки. И , как нам сказал наш экскурсовод, до сих пор существуют в Белоруссии и на Украине в некоторых районах.

Видимо, это тоже была какая-то автомотриса, но покруче. Со временем, надеюсь, ее покрасят и восстановят.

Еще один тип самоходных моторных вагончиков. Тоже автомотриса. Вроде бы такие использовались для санитарных перевозок. Типа скорой помощи.

Голубой вагон — это вагон-столовая. А зеленый — вагон для пассажирских перевозок. В таких вагонах ездили на работу трудящиеся. А кое-где они используются в качестве обычного транспорта, перевозя дачников и туристов.

Пассажирский вагон узкоколейки похож на обычный

Внутри он выглядит вот так

А вот внутреннее убранство вагона-столовой.

Очень даже комфортно! Мы с удовольствием тут и обедали, и ужинали. Сотрудники музея нас обеспечили горячей печкой, прогревшей вагон, чаем и печеньем.

Теперь пришло время и покататься. Идем к автомотрисе. Наша цель — доехать до торфоразработок.

Внутри вагончика

Говорят, ее производили в 1980-е

Поехали

Однако проехав минут 20, мы так и не доехали до разработок торфа — рельсы обледенели. Один раз даже пришлось толкать вагон — так он намертво застрял. Поняв, что такое будет повторяться снова и снова, сотрудники музея предложили нам вернуться, а вместо окончания поездки — попробовать водить тепловоз, получив уроки вождения. Мы с радостью согласились.

Но сначала мы заглянули внутрь красавца-тепловоза

Кабина машиниста

Здесь дизельный двигатель крутит мотор, вырабатывающий ток. Этот ток идет к колесам, где уже другой двигатель — электрический — крутит колеса. Это называется электрической передачей. В автомобилях и маленьких тепловозах используется механическая. Но она может не выдержать больших нагрузок, и с ней сложнее переключать режимы скорости.

Теперь идем в синий тепловоз — учиться вождению

Кабина машиниста

Вид в окно

Антон объясняет нам простейшие манипуляции, нужные для запуска тепловоза

Где еще, в каком музее — будет столько радости? Только здесь

Во все датчики давления, скорости и прочего — не вникаем, осваиваем только главное

Никогда я не водил автомобиль, но даже я запомнил сразу.

Маленький переключатель — регулирует передачи, в среднем положении она отключена. Круглое колесо — дает газ, чем больше закрутишь, тем больше газа и скорости. Ну и красная ручка — это тормоз.

Автор заметки запускает тепловоз, включая передачу

12-летний парень, приехавший с нами, пробует водить тепловоз. Он это делал дважды, для него потому что важнее, а мы все по одному разу, чтоб успеть до того времени, когда надо будет идти на станцию

Нас было 12 человек. Так что обучение шло в два этапа, потому что больше 7 человек в кабину не влезали. Другие же в это время пили чай в вагоне-столовой. В 18.00 мы пошли на станцию.

По пути зашли к мемориалу, что установлен в память о советских воинах, погибших здесь.

А еще поводили хоровод вокруг елочки в центре поселка.

В 19.30 сели в дизель на станции Рогавка. Тот же самый, на котором приехали. В 22.15 были в Купчино.

Старинная узкоколейная дорога в Тесово-Нетыльского: Один комментарий

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s